Главная - Ансамбль Песняры - ОТСЫРЕЛ-ТАКИ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ


ОТСЫРЕЛ-ТАКИ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ

отсырел-таки порох в пороховницах

Премьеру программы «Вольнасць» ансамбля «Песняры» ждали. Кто с волнением, кто с опасением: уж слишком давно коллектив не показывал ничего нового. Премьера состоялась. Ничего нового показано не было.
Тематика новой программы, по слухам, прошедшая в Москве с аншлагом, слегка насторожила: тема казачества в последнее время приобрела явную политическую окраску. Жанр казацких песен известен в белорусском фольклоре с XVII века, хотя казачество в Беларуси никогда не имело корней, а образ казака в народных песнях всегда был иносказательным, обозначая просто вольного в мыслях и поступках человека. Чаще всего этот образ встречается не в собственно казацких песнях а в бытовых. Все это нельзя расценивать как факт, не позволяющий «Песнярам» обращаться к данной теме. Свобода творческого выбора обратила в свое время «Песняров» к лирике Маяковского и Бернса. Казацкие песни - в этом же ряду, хотя с тем же успехом «Песняры» могли бы подготовить программу на фольклорные мотивы известного народа Севера...
Более всего огорчили аранжировки: коллектив был будто бы отброшен в начало 80-х, ибо все приемы мы уже слышали у тех же «Песняров» и порядком от них устали. Особенно досадными показались вокальные партии, которые прежде можно было называть «фирменными». Сегодня вокальная «пачка» ансамбля далеко не так вкусна и цельна. Разве что Игорь Пеня да Олег Козлович в сольных эпизодах показались достаточно убедительно. А вот у барабанщика Владимира Марусича пение просто не получается. Поет он никак.
В целом музыкальная сторона выглядела однообразно, а попытки сделать слушателям «хорошо», основанные на склеивании эстрадных ритмических структур с народным мелодизмом, производили впечатление неловкости и вообще отсутствия_какой-то четко поставленной творческой цели. В результате звучали якобы народные песни с очевидным попсовым, «останкинским» налетом. Скажем, если у группы «Палац» прием исполнения в стиле рэп органично сочетатется с общими принципами аранжировки, то в «песняровской» версии песни «Ты ж мяне падманула» рэп воспринимается явно как ария из иной оперы. Впрочем, в зале время от времени звучали кличи «любо!» да во время исполнения песни «Гуляй, казак!» к сцене вылетел некто в штатском и начал исполнять нечто среднее между рэпом и гопаком.
Наиболее показательным для всей программы было исполнение песни «Кармялюга», где в качестве припева вдруг зазвучало по-русски «Любо, братцы, любо...» Пахнуло китчем. Кроме того, зал насторожился, ибо образ атамана, с которым «не приходится тужить», сегодня в Беларуси читается однозначно.
Естественно, программа велась по-русски, как и принято в этом государственном белорусском коллективе. Сцена филармонии была оформлена совершенно никак, цветомузыка свелась к миганию десятка фонарей, напоминающему ПМГ, костюмы музыкантов блистали эклектичностью согласно проекту «спустя рукава». Но что обиднее всего: само исполнение было лишено и намека на естественность и выглядело как дежурная отработка плановой премьеры, обязательной для всех государственных творческих коллективов.
Одним словом, программа «Вольнасць» разочаровала. Второе отделение концерта полнилось «Вечерним звоном», «Дорогой длинною» и другими государственными белорусскими песнями.
В свое время «Песняры» былиобразцом для подражания. Сегодня это даже не музей, а архив, на почетных местах в котором значатся программы обрядового цикла и на стихи Купалы. Уверен в одном: программа «Вольнасць» уже очень скоро получит номер единицы хранения и навечно ляжет на полку. Ибо назвать ее творческой удачей можно разве что лишь по соображениям такта.
А казаки, говорят, всегда предпочитали правду...

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Чодураа Тумат дала первый сольный концерт

News image

Чодураа Тумат первой нарушила традиционный тувинский запрет на исполнение горлового пения женщинами, основав женский фольклорный коллектив «TyvaKyzy...

Нино Катамадзе во время концерта расцеловала первые ряд

News image

Концерт Нино Катамадзе и группы Insight состоялся 9 апреля на сцене МХАТ им. Горького.

Выступления:

News image

Государственный академический русский концертный оркест

В России издавна существовали ансамбли народных инструментов – гусляров, гудошников, лирников. В 70-х годах прошлого века европейскую известность по...

News image

Великорусский оркестр В.В.Андреева

20 марта 1888 - день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. В этот день в Санкт-Петербурге в зале Городского Кредитного ...

Интервью:

Лидер этно-трио «Троіца» Иван Кирчук издал свои путевые

News image

30 октября в Минске прошла презентация книги лидера этно-трио «Троіца» Ивана Кирчука.

Читать

Инструменты

Жалейка

News image

Слово жалейка не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к...

Окарина

News image

Окарина - название произошло от итальянского Ocarina - гусенок . Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной фл...

Авторизация



Новые альбомы:

«Reelroadъ» - «Гуляю, гуляю»

News image

Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился.

Le Turkus-Kai – «Sundown on Santorini»

News image

Под загадочным именем Le Turkus скрывается гитарист Иосиф Левитис, весьма примечательная фигура. Получив в Америке отм...

«ТоТо-ОноТо» - «Искорки»

News image

Экс-солист группы «Глупый белый» Егор Львов и ди-джей LONGLI выпустили в высшей степени странный альбом «Искорки».

«Кызыл-Москва 2004». Освежаем воспоминания

News image

Только что отгремел фестиваль «Кызыл-Москва 2005», а у почитателей тувинского горлового пения появилась возможность по...