Главная - Интервью с этно-исполнителями - «ВеданЪ КолодЪ»: Играем представление о том, как могли бы играть наши предки!


«ВеданЪ КолодЪ»: Играем представление о том, как могли бы играть наши предки!

«веданъ колодъ»: играем представление о том, как могли бы играть наши предки!

Солистка славянской этно-группы «ВеданЪ КолодЪ» Татьяна Нарышкина рассказала о пятилетии группы, про европейские гастроли и о новом альбоме, которого, по-видимому, осталось ждать недолго.

- «ВеданЪ КолодЪ» недавно отпраздновал пятилетие. Много это или мало для вас?

- Да, нам уже пять лет. С точки зрения команд, которым уже по 20 – 30 лет, мы еще очень молоды. Но если вспомнить о том, что фолк - и этно-направления в России стали полноценно развиваться буквально несколько лет назад, интерес к ним стал появляться последние пять –восемь лет, а в Сибири он вообще до массового слушателя дошел очень поздно… Даже несмотря на то, что в Сибири – мощнейшая традиция коренных народов – алтайцев, хакасов, и это была первая традиционная музыка, помимо русского фольклора, которую мы услышали. Так что могу сказать, что пятилетие – не так уж и мало. Мы выпустили три полноценных лицензионных альбома: «Племена» в 2005, «Танец леших» в 2007 и «Волчью тропу» в 2008.

Все ждут новых альбомов, но мы начали активно гастролировать. За полтора года мы не то, чтобы перестали работать над новым материалом... Те, кто ходил на наши концерты – слышал новые песни. Просто редко сейчас удается добираться до студии, да и находить на нее время и деньги. Сейчас работаем сразу над тремя новыми проектами, которые, очень надеемся, выйдут в ближайшем будущем.

Пять лет назад, когда мы только начинали играть в родном Красноярске, зрителей (и фольклористов в том числе) очень удивляло, как мы совмещаем народный материал с музыкальными инструментами. Гудок, гусли, колесная лира – были для всех такой же экзотикой, как и западноевропейские инструменты. А теперь мы все чаще встречаем фольклорные ансамбли, которые используют варганы, гудки и свирели. Это радует.

За пять лет мы даже изменились, поменяли направление музыки. Если в первый год существования мы были язычниками, играли такой pagan-folk, который многие почему-то считали аутентичным, то теперь границы расширились, и мы занимаемся музыкой русского средневековья, от раннего до позднего. Это наше (мы это всегда подчеркиваем) представление о том, как могли бы играть наши предки, исходя из данных археологов, фольклористов, историков и так далее…

- Как отметили день рождения? Радостно?

- О, да! Пятилетие мы отметили большим концертом в Москве в культурном центре «Дом». Получился мини-фестиваль с группами «Турбодзен» (Москва), «Алатырь» (Краснодар), «Белый камень» (Москва) и несколькими сольными исполнителями - Алексей Кравченко, Анастасия Овчаренко и Мария Архипова из группы «Аркона». Была пресса, мы спели несколько совместных песен, сделанных специально для этого концерта.

В мае поедем в гастрольный тур в честь этого самого пятилетия, пока нам шесть лет не исполнилось! Будет Красноярск, Барнаул, Томск, Новосибирск, Тюмень, Омск, Пермь, Пермская область. Нас очень зовут на Урал, в Челябинск, но туда мы доберемся, надеюсь, осенью.

- Вы постоянно участвуете в сборниках. Откуда к ним такой интерес?

- Я всегда удивляюсь другому. Почему считается, что у людей интереса к сборникам нет? На мой взгляд, намного интереснее купить сборник незнакомых фолк-команд, и найти там хорошие, которые вам понравятся, а не покупать наобум на фестивале альбом неизвестной группы. Я с детства люблю сборники!

Последний альбом, в котором мы приняли участие – это издание культурного фонд «Скифский рог» - сборник «Славяне. Выпуск второй». Он вышел буквально на днях. Туда вошла наша композиция «На праздник Купала» с пермской группой «Ярос». Они – замечательные ребята, но этот трек нам не нравится по качеству записи. Странно, что фонд пустил на альбом именно ее. Мне кажется, что новый вариант этой песни, которую мы поем сейчас – намного интереснее и более хитовый. По крайней мере по реакции зрителей.

- Судя по последним концертам, у вас изменился состав группы?

- Да, сейчас мы гастролируем втроем. Но это связано не с тем, что у нас изменился кардинально состав или мы кого-то выгнали из группы, а с тем, что жизнь идет. Наша младшая участница Полина Лисица, которая пришла к нам в группу в 11 лет, выросла. Она закончила школу, поступила в университет в Красноярске, и уже не может на первом курсе ездить зимой на два–три месяца в Европу или Москву.

- Как вы относитесь к движению реконструкции?

- Очень любим и саму историческую реконструкцию и реконструкторов – ребят, занимающихся данным видом деятельности. Начинаем понемногу ездить по подобным фестивалям. Постепенно меняем костюмы. Но все равно мы в первую очередь занимаемся музыкой, а не бытом, на все рук не хватает. Лучший фестиваль реконструкции среди тех, на которых мы бывали, – это «Городецкое Гульбище», на котором мы были в прошлом году. Рекомендую. И еще фестиваль средневековой культуры в Германии. Сейчас есть много предложений, но не все нас устраивают.

- Какой процент личного, авторского творчества возможен, чтобы оставаться в рамках «историчности» и стилизации одновременно? Как удается совмещать?

- Без творчества нет жизни. Это – главное во всем. Не люблю, когда твердо заявляют – это могло быть, а этого – точно нет. «Люди в деревне на Руси не играли на бубнах». Играли! И до сих пор играют! «В Древней Руси не было деревянных расчесок». Что за глупость? Они до сих пор существуют. И если что-то не дошло до нашего времени – это не значит, что люди не могли тогда экспериментировать.

Личное творчество должно быть всегда, без этого искусство невозможно. Бабушки, когда поют песни, всегда поют их по-разному. К сожалению, настоящая средневековая музыка в России не развита, и по ней будет еще очень много споров.

- Когда ждать новый альбом?

- Надеемся, что в мае выйдет альбом дуэтов – песни и музыкальные композиции из нашего репертуара, записанные с другими группами. Получается очень интересно, от сибирского редкого фольклора до народных песен в рок-обработке.

- Как часто «ВеданЪ КолодЪ» выступает в Москве?

- В Москве в последнее время стараемся выступать 2–3 раза в год. Традиционно будем стараться отметить день рождения в феврале, осенью выступим на фестивале «Скифского рога» или на иных, куда нас пригласят. Мне кажется, этого достаточно.

- Что самого необычного произошло с вами за последний год?

- Мы вырвались за границу! Говорю «вырвались» потому, что у нас было очень много предложений по фестивалям по всему миру, приглашали в Америку постоянно. Но грянул кризис, и все фестивали написали, что смогут приглашать только местные коллективы, очень извинялись. Читая эти письма, руки опускались, честно говоря. Но все равно в последний момент два огромных фестиваля пригласили на в хэдлайнеры, и после этого мы будто заново ожили.

В Чехии самое яркое воспоминание – это быстрая прогулка по Праге с послом Норвегии в Чехии. Было волшебно! Он нас даже кормил булочками своего производства и говорил, что часто слушает нашу группу. Пригласил в Норвегию.

По поездке на Украину можно было бы написать целый сценарий в стиле Кустурицы, об этом можно долго рассказывать! В Германии мы ночевали в настоящей монгольской юрте в деревенской усадьбе нашего друга Герберта. Ночами фестиваль освещался только настоящими факелами и живым огнем в огромном количестве. Выступали вместе с Faun, In Extremo и многими другими. Это очень подстегивает к развитию. Из России были только мы. К нам подходили и смотрели на нас, как на мамонтов, мы же из Сибири! А после концертов пытались на ломаном русском признаться нам в любви. Там было очень здорово. Были люди, которые на наш концерт специально приехали из Греции и Швеции. На первом концерте перед сценой стояло человек 20, на второй день – уже две сотни. А на третий собралось так много человек к большой сцене, что мы были счастливы.

- Сейчас у вас закончились зимние гастроли, они были долгими. Где были? Что видели?

- Были в Краснодаре, Казани, Твери, Пскове, Санкт-Петербурге, Троицке, Москве. Записывали новые песни, участвовали в нескольких фестивалях, в том числе и за рубежом.

- Каждый альбом у вас отличается от предыдущего, в том числе и в инструментальном плане. Правда ли, что к каждому альбому вы делаете новые инструменты, и поэтому потом не исполняете часть репертуара из-за того, что сменились инструменты?

- Не сказала бы, что мы полностью меняем инструментарий… Мы растем, взрослеют инструменты. Валерий, мой муж, совершенствует их. Так, на первых двух альбомах мы используем ребек, на третьем – гудок, реконструкцию ХII века. Сменились гусли, рог, волынки, варганы (три из них просто сломались на концертах), бубен. Но программа меняется и по нашему настроению – иногда репертуар очень трагические, тяжелый, а иногда – боевой или задорный. Да, да, мы умеем быть задорными и веселыми. Некоторые песни приходят, другие уходят. Когда отыгрываешь друг за другом пять концертов, осознаешь минусы построения программы и стараешься поставить между песнями инструментал, чтобы голос не срывать. А то ведь я помню, как на первых концертах мы пели без инструментальных композиций полтора–два часа, а потом нас выносили со сцены на носилках!

На будущих альбомах будет несколько новых инструментов: новая волынка, новые варганы, просвистель, псковские гусли и очень большой барабан.

- У вас лично есть самая любимая песня в репертуаре «ВеданЪ КолодЪ»?

- Все. Все они прошли через мою душу.

- Иностранцы понимают, о чем вы поете?

- Судя по количеству отзывов – да!

- Как выглядят на фоне Европы российские гастроли?

- Сложно сказать, как. Там лучше звук, доброжелательные звукорежиссеры, хотя все зависит от места выступления. Но самое главное отличие – в отношении к труду музыкантов. У нас часто слышу – музыканты должны выступать на фестивалях (той же реконструкции) за еду. Мол, так историчнее. Но, позвольте, в средневековье музыкантов следовало напоить, накормить, спать уложить, и все же оплатить дорогу до следующего праздника в другом городе. Так многие работают и сейчас.

В Европе ты можешь играть, положить диски неподалеку, и люди берут их, оставляя деньги. Зачастую больше, чем диск стоит! А у нас подойдут, посмотрят, восхитятся, а потом скачают из Интернета. Вот что обидно. Там на средневековые фестивали ездят, слушают, смотрят. Тысячи и тысячи человек и туристов! А у нас лучше напьются. Уж не знаю, с чем это связано. Может быть с привычкой пренебрегать своей историей и культурой...

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Чодураа Тумат дала первый сольный концерт

News image

Чодураа Тумат первой нарушила традиционный тувинский запрет на исполнение горлового пения женщинами, основав женский фольклорный коллектив «TyvaKyzy...

Анастасия Паписова выступила на шотландском фолк-фестив

News image

Солистка группы Meldis Анастасия Паписова выступила на фолк-фестивале 16th Arran Folk Festival, который проходил на острове Арран в Шотландии.

Выступления:

News image

Государственный оркестр русских народных инструментов

Оркестр народных инструментов под управлением заслуженного артиста России Игоря Тонина, Комитета по культуре Ленинградской области. Основан в 1988 г...

News image

«Шедевры русского многоголосия»

В программе: протяжные, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые песни и причитания разных областей России.

Интервью:

Зуля Камалова: На меня оказали влияние и Аквариум, и Пу

News image

29 августа в Казани, в преддверии I международного фестиваля живой музыки «Сотворение мира», прошла пресс-конференция австралийской певицы с татарскими корнями Зули Камаловой.

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Балалайка

News image

Название балалайка , иногда встречающееся в форме балабайка - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, балаканью струн во в...

Авторизация



Новые альбомы:

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам.

Пелагея – «Тропы» (2CD)

News image

Декабрьский интернет-релиз получил впечатляющее физическое исполнение – шикарно изданный двойной альбом лучшего голоса...

Надежда Бабкина: На фиг мне петь песни, написанные на потре

News image

На фестивале «Славянский базар» Надежда Бабкина порадовала не только своими сольными номерами, но и дуэтом с лауреатом...

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...