Главная - Исполнители татарских народных песен - Хранитель национального фольклора


Хранитель национального фольклора

хранитель национального фольклора



Татарская фольклористика понесла большую утрату. В селе Большая Поляна Республики Мордовия в возрасте 85 лет ушел из жизни талантливый музыкант и исполнитель татарских народных песен Абдулла Кротов.
Татарские филологи называли его легендой татарской фольклористики. Его имя внесено в Татарскую энциклопедию, как музыканта, хранителя и исполнителя татарских песен.
Абдулла Кротов прожил долгую и трудную жизнь. Он родился в бедной крестьянской семье 4 апреля 1919 года в селе Иса (ныне Большая Поляна) Пензенской губернии, в трудное время Гражданской войны, когда в Поволжье свирепствовал тиф. Через две недели после рождения Абдуллы от тифа умер его отец. Тифом болела и мать, но выжила. Мальчика выкормила соседка, бабушка Кадича.
Будучи слепым от рождения, маленький Абдулла не мог играть в игры со сверстниками и поэтому постоянно находился возле взрослых, слушая их песни. Обладая тончайшим музыкальным слухом и феноменальной памятью, мальчик, словно живой магнитофон, записывал все, что слышал. Особенно ему нравились старинные песни, что пели старики на праздниках и свадьбах, куда его брали с 5 лет. От старших он много запомнил старинных, особенно татаро-мишарских песен, которые после обработки сам исполнял.
Абдулла учился грамоте в различных школах для слепых в Мордовии, там же он выучился обходиться без помощников, без поводыря, правильно падать и тут же вставать. После нескольких лет учебы он вынужден был зарабатывать на жизнь себе и своих ближайших родственников песнями, выученными в школе для слепых. Так, на поездах, пароходах, испытывая разные приключения, он ездил по стране, зарабатывая жизненные средства песнями в течение 11 лет. В 1954 году его пригласили в колхоз работать ночным сторожем, а днем - курьером.
На богатый песенный репертуар Кротова и его мастерское исполнение народных татарских песен и сказаний в свое время обратил внимание видный исследователь-фольклорист Хамит Ярми (1904-1981 гг.), работавший заведующим сектором народного творчества в Институте языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР им. Г.Ибрагимова. При его содействии в 1957-1960 годах было записано свыше 40 татаро-мишарских песен и сказаний из репертуара Абдуллы Кротова.
В последующие годы фольклористы продолжали записывать за Абдуллой легенды и предания. Записанные от него фольклорные произведения были опубликованы в ряде сборников. В частности, в 1979 году в Москве вышла книга Татаро-мишарские песни (авторы Хамит Ярми и Земфира Сайдаше-ва) с приложением пластинки с песнями в исполнении Абдуллы Кротова и Хафиза Ишмаметова. Вот как Хамит Ярми отзывался об исполнительском мастерстве Кротова: ... Действительно, Абдулла Кротов удивительно мастерски исполнял народные песни, более того, песни он пел красивым и превосходным мелодичным голосом .
Надо отдать должное и Хафизу Ишмаметову (1895-1961 гг.), родившемуся в дер. Ст. Аллагол Ковылкинского района Республики Мордовия, который также известен как хранитель и исполнитель старинных песен татар-мишарей. В 1955-1957 годы в Казанском Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова было записано около 40 его песен и мелодий. Часть этих записей включена в один из томов издания Татарского народного творчества под названием Исторические и лирические песни (Казань,1988).
Абдулла Кротов сочинял байты, посвященные историческим и трагическим темам. Они вошли в сборник татаро-мишарского фольклора. Среди мишар Поволжья широко распространен байт Абдельман купич , в котором воспевается удалой купец родом из села Шыгырдан (ныне Республика Чувашия). Судьба его оказалась печальной - за печатание денег его арестовали и сослали в Сибирь. Ноты к мелодии этого байта и две строфы, предоставленные Кротовым, включены в сборник М.Нигмедзянова Татарские народные песни (М., 1970).
О личности Абдуллы Кротова, собирателе и исполнителе татаро-мишарского фольклора, становится известно уже в 1960-е годы, когда писатель Эдуард Касимов написал о судьбе самородка повесть Солнце восходит каждый день , которая вышла в свет в 1963 г. Театр им. Г.Камала записал радиопостановку по этой книге.
А в самой Мордовии на протяжении более 30 лет практически ничего не было слышно о творческой деятельности Кротова. И только в 1998 году его земляки могли прочитать и услышать о нем. В Татарской газете об А.Кротове была напечатана большая статья, на радио Мордовии пять недель подряд о нем шла радиопостановка на татарском языке. В том же году в газете Возрождение Кадошкинского района был опубликован материал Е.Радаевой Слепой Абдулла . В 2003 году Абдулла дал интервью для радио Азатлык . По московскому телеканалу был показан о нем сюжет, а популярная газета Татарстан яшьлэре напечатала большую статью.

В мае 2004 года по телевизионному каналу Татарстан-Новый век был показан фильм Татары Мордовии , содержащий сюжет с участием Абдуллы Кротова.
Односельчане почитали и уважали Кротова. У жителей Большой Поляны есть гимн села Туган авылым, Иса суы ( Родная моя деревня, речка Иса }. Его поют в праздники, когда за столом собирается много односельчан.
В 1960 году в Казани ему сделали операцию, но зрение Абдулла не обрел. Правда, прооперированный правый глаз стал различать смутные очертания силуэтов в ясную погоду.
В настоящее время в фонде Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ хранится более 50 татарских песен и сказаний, записанных у Абдуллы Кротова.
Творчество Абдуллы Кротова обогатило сокровищницу татарского фольклора, и имя его навсегда сохранится в памяти благодарных потомков, поклонников и ценителей его таланта.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

«FolkDay» показал сегодняшнюю мощь фолк-рока

News image

12 сентября в саду «Эрмитаж» прошел последний летний open-air-2009 – «FolkDay». Здесь выступили шесть команд – как довольно молодые коллективы («Мед...

Надежда Кадышева похудела под новые платья

News image

Этно-поп-дива сбросила вес и сшила новые концертные костюмы.

Выступления:

News image

Арт-Контраст

АРТ-Контраст - это творческий коллектив молодых профессиональных музыкантов, выпускников Санкт-Петербургской Консерватории, Лауреатов Международных...

News image

Ансамбль Иван-Чай

Гусляр Роман Опричник и его центр ИВАН-ЧАЙ предлагает Вам ознакомиться со своим творчеством и рассмотреть возможность взаимовыгодного сотрудничест...

Интервью:

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

News image

У русского рока есть три проблемы: отсутствие подачи, отсутствие продюсеров и отсутствие корней.

Читать

Инструменты

Свирель

News image

Свирель - русский инструмент типа продольной флеты. Упоминаение о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов сущ...

Варган

News image

Варган (от лат. organum - музыкальный инструмент) - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший с...

Авторизация



Новые альбомы:

«Абвиотура» - «Тебенебо»

News image

Какие только причудливые формы ни принимает нынче этно-рок! И утяжеляется, и всякими электронными премудростями обраст...

«Reelroadъ» - «Гуляю, гуляю»

News image

Русско-кельтский оркестр «Reelroadъ» окончательно, кажется, обрусился.

Закачиваем музыку в телефон

News image

Самым часто используемым способом передачи песен с вашего ПК на мобильный телефон становится передача при помощи Bl...

«Тол Мириам» - «Песни черни»

News image

Среди прочих фолковых коллективов «Тол Мириам» выделяется пронзительностью интонаций.