Кай

кай



Грохочут ли волны Катуни зеленоглазой
Аргута барсовым рычаньем,
Чолушмана медвежьим ревом, дуют ли горные ветры качая стволы вековых кедрачей,- слышится кай, древний, звучавший со дня самого мироздания, могучий кай!
(А.О. Адаров)
Особую уникальность в фольклоре имеет алтайский кай. Многие тысячелетия накапливался репертуар, оттачивалось мастерство исполнения кая, и образ кайчи был образом духовного наставника. Алтайский кайчи - мастер, профессионально подготовленный в своем искусстве. Многие сказители учились у своих отцов и дедов и иногда у других сказителей. Мальчики 6-7 лет проходили «настоящую школу». Юноша уходил в горы, становился нелюдимым и замкнутым. Домой возвращался через несколько дней. После обрядов и ритуалов он становился кайчи. У известных сказителей собирались люди послушать кай. Наставники сами ездили по всем селам, чтобы избрать молодого исполнителя и научить его основам горлового пения. В основном кай исполняется под аккорды топшура особым гортанным пением. Кай исполняется так же в сопровождении национальных инструментов комуса и икили.
Особенность алтайского кая - это исполнение целостного эпического сказания на память, которое достигает нескольких тысяч строк.
Кайчи не разрешалось петь сказание днем, в крайнем случае, можно было петь без концовки. Он заканчивал пение с наступлением рассвета. Концовку можно было исполнять только ночью или под утро, в ней то заключался особый смысл.
«Ээлу кайчи» - это особо одаренный, обладающий огромным духовным богатством, мудростью и постигший все грани своего искусства кайчи - подлинный духовный наставник своего народа. Во время исполнения такого певца могли происходить всякие чудеса, то сами собой открывались и закрывались двери дома, то ярко вспыхивал огонь в очаге. У некоторых певцов «хозяином» был герой исполнявшего им эпического произведения. Он принуждал своего певца к исполнению поэмы. Среди исполнителей кая нередко встречались люди частично или с полной потерей зрения, повышенной нервной возбудимостью. Сказители редко вели обычный образ жизни. Они постоянно разъезжали по Алтаю, так как были желанными гостями на свадьбе и в доме умершего и на народном пиру. Как и Камы (шаманы) кайчи не имели возможности содержать скот, устраивать семейную жизнь. Сказители также были специалистами в установлении контактов с иным миром.
Алексей Григорьевич Калкин был потомственный сказитель. Алексей быстро запоминал отрывки сказаний, сказки, пословицы, загадки и пытался их использовать в разговоре со своими сверстниками, родственниками. В 16-17 лет он созрел, как сказатель, к 19 годам стал признанным мастером, обладающим эпическим знанием, к 40 годам популярность стала общепризнанной». Так отмечает И.Б. Шинжин, народный сказитель Республики Алтай, заслуженный работник культуры.
Сказители всегда пользовались у народа большой популярностью и любовью. В памяти алтайского народа хранятся имена наиболее известных из них: Н. Н. Улагашев из Еланды, А.Г. Калкин из Паспарты, Т.А. Чачиякова из Ело, Казак Кокпоевой из Яконура, Ч. Куранакова из Аноса и др.
Кай остается загадкой не только для ученых, занимающихся устным поэтическим творчеством, но в большей мере для музыкантов, композиторов и исследователей музыковедов.
Знамениты сказания алтайского народа о богатырях «Очы-Бала», «Алтай-Буучай», «Маадай - Кара», «Алып - Манаш». Эпос «Маадай – Кара», как многие героические сказания алтайцев и других тюрко - монгольских народов назван не по имени героя, а по имени его отца. Сказание «Маадай-Кара» начинается с мотива о богатырстве, описывается безмятежная жизнь в стране старого богатыря Маадай - Кара.
Маадай - Кара богатырь, носящий титул каана; он стоит во главе не семьи или рода, а во главе племени (албаты). Он никому не угрожает, человечен, благосклонен народу. В нем выражен народный идеал о справедливом правителе.
В «Маадай-Кара» отец, узнав о приближающемся нашествии, изготовляет особенную колыбельку:
«Кара тайга бу болгжын, «Черная это гора
Адан болгой балам - деди Пусть отцом тебе будет, дитя мое.
Торт кайын бу эмди ле Четыре березки эти
Энен болгой балам», деди… Пусть отцом тебе будут, дитя мое» - сказал…
(Маадай-Кара:1973.87 (Перевод С.С. Суразаков)
В героическом эпосе герой обязательно должен совершить подвиг сам, без посторонней помощи. Без этого невозможно представить сказание.
В какие годы появился кай? Кто придумал такие сказания? Никто в точности не знает, где и когда появилось горловое пение. Кай о богатырях, об их героических поступках, о преданности и о предательстве, о доброте и о коварстве, о защите своего народа и своей земли, о любви и о ревности, капля дождя и свист ветра, топот коней и звон мечей оставляли самые незабываемые впечатления в сердце у каждого слушателя.
Будет ли знать наше поколение о великом и могучем кае алтайского народа? Услышим ли мы ту песню, те аккорды топшура, комуса и икили в современное время? В наше время кай исполняется только в современно – эстрадном стиле. Мы, т. е. наше современное общество, сами того не замечая, отталкиваем от себя свою культуру, традиции и обычаи. Почему сегодня в горах Алтая не слышен тот кай, который придавал народу мужество и героическое благородство? Тот кай, в котором добро побеждает зло. Тот кай, в котором богатыри ради своей земли, народа и любви сражались. Потому что нет таких великих сказителей… А может они среди нас и есть? Но не могут возродится как кайчи? Опять же вопрос ПОЧЕМУ? Потому что нет наставников, а если нет наставников, то у кого может научиться юный кайчи. Если каждый из нас дальше будет смотреть на мир и на то, что происходит «сквозь пальцы», то мы потеряем все - и религиозное мировоззрение, и традиции, и культуру. Кем мы будем потом? Этносом, который не знает ни рода, ни племени?.. Так может каждому из нас стоит задуматься о будущем. О будущем своих детей и внуков…

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Чодураа Тумат дала первый сольный концерт

News image

Чодураа Тумат первой нарушила традиционный тувинский запрет на исполнение горлового пения женщинами, основав женский фольклорный коллектив «TyvaKyzy...

Варвара сыграла акустику в Боткинской больнице

News image

Варвара решила поддержать пациентов Боткинской больницы, страдающих раком крови.

Выступления:

News image

Национальный академический оркестр народных инструменто

Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова — лишь ему дано вместить в концертный зал русское поле

News image

Ансамбль «Казачья душа»

Ансамбль «Казачья душа» - один из самых популярных коллективов на Кубани.

Интервью:

Сергей Клевенский: 24 часа в сутки я ищу выход из творч

News image

Недавно у духовика-мультиинструменталиста Сергея Клевенского вышел второй сольный диск – «Галерея снов».

Читать

Инструменты

Варган

News image

Варган (от лат. organum - музыкальный инструмент) - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший с...

Кугиклы

News image

Кугиклы (кувиклы) - русская разновидность многоствольчатой флейты, известной науке под названием флейта Пана . Инструмент этот распространён в разн...

Авторизация



Новые альбомы:

Надежда Бабкина: На фиг мне петь песни, написанные на потре

News image

На фестивале «Славянский базар» Надежда Бабкина порадовала не только своими сольными номерами, но и дуэтом с лауреатом...

«AguaFlames» - «Ti Qua?»

News image

Этно-лаунж в России развивается по своим скрытым от широкой аудитории законам.

Пелагея – «Тропы»

News image

Альбома Пелагеи все нет, его запись идет самым бурным образом.

Башня Rowan – Ab Laternae . Дыхание концертов

News image

«Башня Rowan» – коллектив на самом деле спорный, стоящий особнячком на этнической сцене.