Главная - Японская народная музыка - Эстетические характеристики


Эстетические характеристики

эстетические характеристики

Японская музыка приближена к звукам природы и часто передает дуновение ветра, шум дождя, течение реки. Это стремление слиться с природой, передать ее звуки в их истинном звучании без искажения отдаляют музыку от человеческой мысли, она не становится выражением идеи, где господствует воля композитора, а преклоняется перед природой и становится ее частью, растворяется в ней.

Сущность японской музыки, как и всей японской культуры, можно выразить через понятие ва-кэй-сэй-дзяку (和敬静寂), то есть четыре принципа: «гармония», «уважение», «чистота» и «тишина» или «простота».

Первые два принципа привнесены из эстетики китайской музыки, поэтому «гармония» подразумевается в рамках китайской музыкальной системы и звукоряда восточной музыки. Уважительное отношение к мастеру, инструменту, и конечно, к самой музыке является непременным элементом музыкальной культуры Китая и Японии.

Два последних понятия появились уже в Японии. В соответствии с принципом чистоты, японская музыка отбрасывает лишнее, ненужное и громоздкое и стремится выделить квинтэссенцию, максимально приближенную к природе. Дзяку – это тот же иероглиф саби – одно из наиболее характерных понятий для японской культуры, как и ваби – практически непереводимые понятия, характеризующие эстетическое восприятие красоты, присущее японскому менталитету. Ваби – невидимая красота простых форм, предпочтение неброских, приглушенных оттенков, непритязательность, саби – красота в естественности и в течении времени, которое неизбежно оставляет след, и именно он ценится в японской эстетической концепции.

Также здесь необходимо привести понятие югэн, связанное, в основном, с театром, но характерное для всей японской культуры. Оно означает невидимую, скрытую, глубинную красоту вещей и явлений.

В эпоху Эдо также появилось понятие ики (粋), обозначающее сочетание элегантности, моды, утонченности, привлекательности, что было связано со сменой культурных предпочтений в сторону более развлекательных видов искусства. Ики – это сочетание элегантности, моды, утонченности, привлекательности и чувственности.

Эти эстетические принципы, связанные с неочевидным понятием о красоте, предполагают усилия со стороны слушателя для ее восприятия, и это объясняет сложность японской музыки для понимания европейским слушателем, воспитанном на иных мировоззренческих идеалах.

Эстетическая составляющая японской музыки формировалась под влиянием религиозно-философских, социо-культурных и географических факторов.

Заимствование

Японская музыка представляет собой сочетание музыкальных традиций нескольких стран Азии. Попав в Японию, музыкальная культура иностранных государств изменялась под влиянием японских музыкантов, приобретала новые черты и превратилась в известную сейчас самобытную музыкальную традицию японской музыки.

Влияние религии

Сосуществование синтоизма и буддизма в Японии, а также конфуцианское учение оказали значительное влияние на формирование японской музыкальной культуры и ее идеологического содержания. Так, конфуцианские догматы обусловили иерархичность в рамках музыкальных школ, идеалы верности и морального долга наложили отпечаток как на содержание музыкальных произведений, так и на цель их создания.

Синтоистские ритуалы заложили основу для формирования церемониальной музыки, а также синтоизм привнес идею о музыке как о даре богов, как одну из основополагающих в философии японской музыки.

Влияние буддизма, помимо формирования самого жанра буддийских песнопений, проявилось в сюжетах сказового жанра, в идейном содержании театральных представлений (так, тема самоубийства влюбленных, одна из самых распространенных в японском театре, происходит из идей буддизма периода Камакура), в дисциплинарных и методических основах обучения музыке (здесь важную роль сыграл дзэн-буддизм).

Преемственность традиции и консервативность

Характерная отличительная черта японской музыкальной традиции заключается в ее чрезвычайной консервативности, что характерно и для других сфер японской культуры, например, для театра, традиции которого не изменяются со времен создания. Это основано на институте иэмото, в котором культурная традиция воспитывается в рамках семьи или школы и передается ученику от учителя без изменений. При такой системе совершенно невозможна ситуация, когда ученик талантливей учителя и становится известным в раннем возрасте. Ученик должен перенять от учителя основы традиционного искусства за длительный период времени и пройти все этапы обучения, прежде чем он сам будет иметь право заявить о себе. Строгая иерархия в рамках школы и аккуратное сохранение традиции обусловило развитие музыки Японии в консервативном ключе и позволило донести традицию до наших дней практически в неизменном виде.

Также характерно, что хотя в эпоху Мэйдзи были многочисленные попытки использовать элементы западной музыки в традиционной, слияния двух музыкальных традиций не произошло и они продолжают существовать параллельно по сей день.

Региональные различия

Японская музыка, особенно произведения фольклора, различается в зависимости от региона в рамках одного жанра. Так, противопоставляются музыкальные стили в районе Камигата (столица Киото и Осака) и в Эдо – культурном центре эпохи Токугава. Музыкальный стиль Камигата носил мягкий и умеренный характер, а в Эдо была распространена более яркая и живая музыка. В фольклоре происходит переплетение различных стилей и обмен между регионами: так, песня работников поля могла пройти путь с севера на юг страны и стать песней рыбаков. Хотя существуют песни только одного региона, народные песни в своем большинстве соединяют в себе черты из разных мест.

Соединение различных жанров

Для японской музыки характерно соединение различных жанров в одном произведении, хотя существуют только инструментальные произведения или вокальные без сопровождения (их мало). Самым ярким примером является театр Но, где сочетаются танец, вокальное и инструментальное исполнение.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Прошли концерты:

Карельский ансамбль Sattuma сыграл финскую польку по-св

News image

Петрозаводский семейный фолк-ансамбль Sattuma впервые выступил в Москве.

Федоров и Старостин приобщили молодежь к традициям

News image

Поводом собрать вместе уникальные коллективы, в своем творчестве не лубочно, но по-честному и серьезно исследующие глубины русского фольклора, стал ...

Выступления:

News image

Фольк-группа smoРОДИНА

Фольк-группа «smoРОДИНА» это альтернативный народный коллектив, который отражает глубинные корни русской фольклорной музыки, группа, которая смогла ...

News image

Академический хор русской песни Славянские напевы

Художественный руководитель - композитор, Заслуженный деятель искусств России Александр Григорьевич Дармастук.

Интервью:

Зуля Камалова: На меня оказали влияние и Аквариум, и Пу

News image

29 августа в Казани, в преддверии I международного фестиваля живой музыки «Сотворение мира», прошла пресс-конференция австралийской певицы с татарскими корнями Зули Камаловой.

Читать

Инструменты

Гусли

News image

Слово гусли свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово гусли выражает совокупность ...

Варган

News image

Варган (от лат. organum - музыкальный инструмент) - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший с...

Авторизация



Новые альбомы:

Калинов Мост - «Ледяной Походъ»

News image

Новый альбом мессианской фолк-группы Калинов Мост выбивается из общего ряда релизов Ревякина.

«Медвежий угол» - «Степи среди»

News image

Казанская фолк-рок-группа «Медвежий угол» попала в поле зрения Дмитрия Ревякина еще в 1997 году, когда она играла вмес...

Группа «Пелагея» - «Девушкины Песни»

News image

Для одной из лучших вокалисток нашей эстрады этот диск, как ни странно, - первый полноценный альбом от начала карьеры....

«ДахаБраха» — «На межі»

News image

Похоже, на worldmusic-сцене постсоветского пространства появилась новая яркая звезда: украинский этнохаос-бэнд «ДахаБр...