Весь репертуарный список духовных стихов можно разделить на две разновеликие группы: на тексты, созданные до XVII века (условно их можно обозначить как старшие тексты) и после XVII века, точнее, после раскола русской церкви, когда в официальных кругах духовные стихи пошли на убыль, а в старообрядческой среде (и вообще в гонимых духовных структурах) этот жанр получил большое распространение. Как некогда в эпоху земельной раздробленности Древней Руси, так и после национальной трагедии XVII века – раскола Русской Церкви – духовные стихи сплачивали единоверцев, укрепляли их в вере.
К старшим текстам добавились новые: об Аввакуме, о боярыне Морозовой, о кончине матери-церкви, стих о прекрасном раю, Гора Афон и др. Сборник духовных стихов, изданный в Москве в 1991 г., представляет 24 текста, созданные старообрядцами после раскола. А духовные стихи, изданные Гребенщиковской общиной в 1994 г. в двух частях, в большинстве своём и состоят из новых текстов, один из которых называется 20 век , а духовный стих о Никоне имеет пушкинский подзаголовок: Дела давно минувших дней преданья старины глубокой (Духовные стихи 1994: Ч. 1, 53). Новые духовные тексты зачастую создавались профессиональными поэтами. Таким, в частности, был Николай Алексеевич Клюев (1884-1937), собравший в 1912 г. свои духовные гимны и стихи в книгу Братские песни , изданную в Москве.
Старообрядцы духовную поэзию называют чаще всего псальмами или духовными псалмами, как об этом можно узнать из произведений такого знатока старообрядческого быта, как П. И. Мельников-Печерский. В рассказе Гриша , характеризуя героя, Мельников-Печерский пишет: Подвизался Гриша житием строгим; в великие только праздники вкушал горячую пищу, опричь хлеба да воды ничего в рот не брал. Строгий был молчальник, праздного слова не молвил, только, бывало, его и слышно, когда распевает свои духовные псалмы... (Мельников 1982: 271).
Герой Мельникова-Печерского любил распевать новый стих Похвала пустыни , созданный старообрядцами после раскола:
О, прекрасная мати-пустыня!
Сам Господь тебя, пустыню, похваляет:
Отцы по пустыне скитались,
И ангелы им помогали...
(Мельников 1982: 270)
Стих Похвала пустыне , любимый героем Мельникова-Печерского, является достойным наследником раннего стиха об Алексее Божием человеке. Общехристианский подвижник тоже отказался от всех жизненных благ во имя высвобождения души и всё
Терпел святой с благодарением,
С радостью Алексей нужды принимает,
Князю Ефимьяну не взвещает,
А Господа Бога он прославляет;
За своих за рабов Богу молится.
Молится Алексей у отца в доме невемым,
Кушал на неделе по просвирке,
Во всякой неделе исповедался,
Святым тайнам приобщался,
Чудным крестом благословлялся.
(Стихи духовные 1991: 137)
Непосредственной же моделью для духовного стиха Похвала пустыне явились стихи о Иосафе-царевиче:
Расплакался млад юноша
Иосафий Царевич,
Перед пустынею стоя:
Прекрасная пустыня!
Восприми меня, пустыня,
С премногими грехами,
Со многозорными делами,
Яко матерь своё чадо
На белыя руцы!
Научи меня, пустыня,
Волю Божию творити...
(Стихи духовные 1991: 153-154)
Духовный стих Похвала пустыне – один из популярных в староверческой среде. Варианты этого стиха перепечатывает И. Н Заволоко в Родной старине : в 7-м номере поморскую интерпретацию XVIII века Стих пустынножителей и, в том же номере, Стих Иосафа-царевича о пустыне ; в сдвоенном 11-12-м номере журнала Заволоко снова публикует текст об Иосафе-царевиче, на этот уж раз записанный им самим в деревне Римши Режицкого уезда от К. М. Тереховой.
В чём секрет популярности данного текста? Наверно, потому, что в нём содержится развёрнутая нравственная программа поведения человека на земле ( душевное спасение ), определённая вечными духовными ценностями, которыми человек должен руководствоваться. Одновременно духовный стих раскрывает и главную воспитательную функцию: Нас, грешных, обращают / На чистое житие поучают . По этой причине духовные стихи были и остались неисчерпаемым кладезем правил этического поведения человека и житейской мудрости.
Вот почему в 30-е гг. прошлого века И. Н. Заволоко не только сам собирает, но и приобщает к собирательству духовных стихов других людей. Сам же он публикует в журнале Родная старина девять текстов духовных стихов: Идут лета всего света... , Стих об антихристе , Стих о Соловецком разорении , Сказ об иконе Троеручицы , Стих пустынножителей , Стих о киновиарсе выгорецкого общежительства Андрее Дионисовиче , Стих Иосафа-царевича о пустыне , Стих душеполезный , Духовный стих об Иосафе-царевиче . В 1933 и 1937 гг. Заволоко двумя изданиями выпускает сборники Духовные стихи старинные (последнее издание московское издательство Китеж: репринтно переиздало в 1997 г.).
В самом начале 30-х гг. руководитель хора причетников РГСО Перфирий Феодорович Фаддеев собрал и опубликовал при помощи Рижского кружка ревнителей русской старины Сборник духовных стихов (Рига, 1931) Этот Сборник , как и публикации Заволоко, стали репертуарной основой не только хора РГСО, но и многих хоров старообрядческих общин как в довоенной Латвии, так и в наши дни. И, таким образом, великое наследство наших предков продолжает выполнять свою благородную нравственно-воспитательную направленность